30 ноября в Малом зале филармонии слушайте "Зверский концерт". Звуковой мир живой природы имеет особенный язык, из которых композиторы черпают свои образы и воплощают в их музыкальные шедевры. А сколько в природе звуков, целые многоголосия хоров насекомых, птиц, и других, самых неожиданных, экзотических животных!
Многим талантливым музыкантам удалось понять волшебный язык фауны и создать уникальные произведения.
В программе концерта мы собрали замечательных 7 композиторов –Генриха фон Бибера – одного из наиболее значительных мастеров барокко, выдающегося французского композитора Франсиса Пуленка, каталонского композитора и виолончелиста Пабло Казальса, потомка иммигрантов из Российской империи, блистательного композитора и пианиста Джорджа Гершвина, французского композитора, пианиста и органиста Камиля Сен-Санса, представителя петербургской композиторской школы Софию Левковскую, наконец, автора музыки во многих лицах, имя которому – Терем-Квартет.
Все они являлись выдающимися инструменталистами-виртуозами своего времени. И, видимо поэтому, в созданных ими произведениях так мастерски поют, трубят, ревут, рычат, квакают, мяукают, лают, щебечут,кукарекают, наши меньшие братья.
Генрих фон Бибер – проявил незаурядное чувство юмора и сочинил свою знаменитую«Sonata representativa», в каждой из частей которой он стремился «изобразить» то пение соловья («Соловоей»), то крик кукушки («Куку»), то воспроизвести мяуканье кота или даже кваканье жабы пр.(«Лягушка», «Курица и петух», «Перепел», «Кошка», «Марш мушкетёров»).
Для достижения самых неожиданных эффектов звукоподражания, композитор предложил музыкантам воспользоваться скордатурой (итал. scordatura) –специально перестроить свои инструменты для изменения тембра и исполнения наиболее трудных пассажей и интервалов. В центре внимания здесь окажутся единственный в своем роде виртуоз-контрабасист балалаечник заслуженный артист России Михаил Дзюдзе и Денис Пенюгин (балалайка).
София Левковская «Гамаюн – птица вещая» для флейты соло.
Любопытное видение вещей птицы предложитГеоргий Долгов (флейта) –лучший исполнитель произведений Софии Левковской. Музыкант виртуозно сочетает живое акустическое звучание своего инструмента с театральным жестом. В своих опусах Левковская часто выступала не только в качестве композитора, но и в качестве сценариста и режиссёра, а свой подход к музыкальному творчеству она называла «инструментальным театром». Например, флейтист, по замыслу автора, должен играть роль птицы и периодически взмахивать крылышками, выполняя при этом характерные «птичьи» движения головой. Так чтозрителю предстоит увидеть яркий незабы-ваемый перформанс.
Герой следующего произведения – слоненок Бабар. «История слоненка Бабара» – произведение Ф. Пуленка для чтеца и фортепиано, вдохновленное знаменитой книгой французского писателя и художника Жана де Брюноффа.
Яркая и красочная музыка Пуленка, отмеченная импровизационной легкостью и вдохновеньем, написана с творческой фантазией и юмором.
Небольшие инструментальные эпизоды (в переложении композитора Антона Ровнера)перемежаются с текстом рассказчика – заслуженного артиста России Алексея Емельянова– и рисуют перед слушателями приключения маленького слона, потерявшего маму и попавшего в мир людей.
Еще один яркий музыкальный номер программы – «Прогулка с собакой». Произведение было написано Джорджем Гершвином для популярного фильма «Потанцуем» с участием Фреда Астера, но исполняется крайне редко. В фильме музыка сопровождает прогулку с собакой на борту роскошного лайнера. Партию кларнета, подражающего лаю собаки, исполнит Никита Лютиков.
Великий виолончелист, выдающийся композитор, дирижёр, знаменитый ансамблист (выступавший с С. Рахманиновым, А. Корто) Пабло Казальс стал автором одного из самых проникновенных виолончельных произведений, воспевающих волшебное пение птиц.
«Песней птицы» в исполнении Дмитрия Еремина (виолончель) откроется второе отделение концерта.
Искрометный юмор, ирония, сквозящие в авторском определении жанра — большая зоологическая фантазия – «Карнавал животных»французского композитора Камиля Сен-Сансастанет центром второго отделения концерта. Сюита была написана для узкого круга друзей – именитых музыкантов (Шарль Лебук (виолончель), Поль Таффанель (флейта), Шарль Тюрбан (кларнет),Эмиль де Байи (контрабас), партии двух фортепиано исполняли сам Сен-Санс и Луи Дьемер) – и получила широкую известность по мелодии «Лебедя», принесшей шумную славу как исполнителю (Шарль Лебук), так и композитору. На протяжении 100 лет «Лебедь» остается популярнейшей пьесой Сен-Санса. Его переложения сделаны чуть ли не для всех существующих инструментов.
14 номеров сюиты очень невелики – «Королевский марш льва», «Курицы и петух»,«Антилопы», «Черепахи», «Слоны», «Кенгуру», «Аквариум», «Персонаж с длинными ушами» (Осёл), «Кукушка в глубине леса», «Птичник»,«Пианисты» (пьеса-шутка), «Ископаемые», «Лебедь», Финал