+

Отписка от рассылки


Подписаться на рассылку
Написать нам
Главная » События » Театр » Под саксофон и бас-гитару

Под саксофон и бас-гитару

Под саксофон и бас-гитару

В Камерном театре Малыщицкого – премьера. Жанр саунд-драмы, в котором создан спектакль «Глаза дня / Мата Хари», по мнению режиссера Петра Шерешевского, оптимален, чтобы «достучаться» до зрителя, отвыкшего в современной информационной суете искренне и серьезно говорить о высоком, об иррациональном, о тайне мироздания.

Увы, сегодня, когда с печатных страниц или с экранов,  в компаниях или тет-а-тет вдруг заговаривают о «высоком», все чаще в словах и голосах слышатся нотки цинизма. Или даже безразличия к самому предмету разговора, а то и осуждения самой попытки заговорить о том, что еще пару-тройку десятилетий не на шутку волновало человечество. Можно ли мириться с этим? Режиссер Шерешевский делать этого не намерен. «Никто не знает как, через что нам дано встретиться с божественным. С тайной мироздания. Через любовь, да... Но проявляется она порой так непривычно. Как распознать этот опыт, не отмахнуться от него? Что делать в тот момент, когда разум требует поступать, как заведено, как выгодно, как удобно, а душа, испытав впервые иррациональный опыт, толкает в противоположную, опасную и неведомую сторону? Да, материи очень высокие. И говорить об этом высоком впрямую почти невозможно в нашем быстротекущем и циничном сегодня. Оттого все эти темы облекаем мы ироническую «обертку» спектакля-кабаре, спектакля-концерта. Через иронию пытаемся приблизиться к пониманию того, что есть встреча с Богом. И в каком соре можно вдруг столкнуться с мистическим... Совершенным. Лишенным моральных оценок», – говорит он, предлагая зрителям вступить на территорию театра вскрытия человеческой души.

Музыку, которой в спектакле  «Глаза дня / Мата Хари» наполнено действие, написал музыкант, композитор и актер, основатель петербургской группы DIZZY JAZZ Ник Тихонов. Это он (при участии Алексея Бостона) заставил в постановке Шерешевского наравне с актерами  звучать гитару и балалайку, скрипку и ударные, бас-гитару и домру, фортепиано и саксофон, аккордеон и ударные. «Как я сочиняю музыку? Вычленяю из мозга отдельные мелодии, фразы, ноты, голоса. Любая незначительная деталь  – от дребезжания окна до смеха ребенка – может стать нотой. Музыка рождается сама. Так и в этом спектакле: мы сочиняли здесь и сейчас, и порой кажется, что сочиняем до сих пор. И будем продолжать делать это в каждом действии, на каждом показе», – не стесняясь, раскрывает он собственную творческую кухню и творческую кухню прочих создателей спектакля.

В качестве основы для концертного варианта сокровенного разговора Шерешевский выбрал драму, написанную драматургом Еленой Греминой. «Глаза дня».  Странное название для пьесы, не так ли?  Но именно это словосочетание в 1897 году было избранно голландкой Маргаретой Гертрудой Зелле (Целле) в качестве псевдонима для исполнения индонезийских танцев. «Ну и что, – опять скажете вы. – Нам-то что за дело до какой-то танцовщицы вековой давности?» Дело в том, что по-малайски «глаз дня» – название Солнца, и звучит оно как «мата хари». Та самая Мата Хари – реальный человек и женщина-загадка, куртизанка и танцовщица, авантюристка и шпионка, расстрелянная  ровно сто лет назад в пригороде Парижа. Что сделало ее такой из наивной  девушки, искавшей любви и не нашедшей ее в браке?.. Что заставило ее публично танцевать? Что сообщило ей силы поступать наперекор правилам приличия, принятым в социуме?..

Роль Мата Хари исполняет актриса Надежда Черных, хорошо известная постоянной публике Камерного театра Малыщицкого ролями в спектаклях по Шекспиру и Шварцу, Моравиа и Гоголю. По ее мнению, выбор между тем, что  прилично и тем, что диктует сердце, для ее героини определяющий: «Гертруда – человек, который слушает только сердце. В мире условностей и приличий ей нет места. Она живет каждый миг как последний, не думая о том, что будет дальше, отдавая всю себя без остатка. Осознав, что в любви она не может быть свободной, делает свой выбор – никого не любить. Ни о ком не жалеть. И танцует. Потому что "танец Мата Хари" – это миг свободы, когда нет мыслей, не существует правил, когда не зависишь ни от кого, и никто не зависит от тебя. Можно просто быть собой, быть целым миром, огромной вселенной без начала и конца».

Помимо Надежды Черных в новом спектакле Камерного театра Малыщицкого заняты также Лидия Марковских (Клод Франс, она же Ханна, фильмовая дива), Антон Ксенев (Слуга, в прошлом – граф Рауль де Шайни) и примкнувший к труппе театра в прошлом сезоне Ник Тихонов (Капитан, исполнитель сразу двух ролей: мужа Гертруды, капитана Маклеода и капитана французской разведки Леду).

Создатели спектакля не скрывают, что необычная форма спектакля и его жанр продиктованы желанием поговорить на высокие темы с молодежной аудиторией, с теми, кто еще только делает свой выбор, для которого цинизм – прямое противопоказание, а ирония – возможное спасение. Ведь со смехом расставаясь со своим прошлым, человечество имеет все шансы на будущее.

Рина Корнилова

 

На плашке:

Петр Шерешевский -

российский режиссёр и драматург. Выпускник Санкт-Петербургской академии театрального искусства, ученик И.Б. Малочевской. В Камерном театре Малыщицкого в 2014 году поставил по роману А. Моравиа «Конформист» одноимённый спектакль, который в 2015 году получил Высшую театральную премию Санкт-Петербурга «Золотой софит» в номинации «За лучшую режиссуру» и вошел в лонг-лист премии «Золотая Маска». Став главным режиссёром Камерного театра, Шерешевский осуществил на Восстания, 41 постановки «Железные двери», «Гамлет.eXistenZ», «Обыкновенное чудо», «Глаза дня/Мата Хари».

Культурная
подписка

Вас ожидает только интересная информация о культурных событиях в стране и вашем городе, отборные предложения по билетам в театры, на развлекательно-познавательные мероприятия, а также в рестораны и общественные места.

Подписаться