7 и 13 февраля в Большом зале Петербургской филармонии Заслуженный коллектив России выступит под управлением народного артиста России Николая Алексеева: прозвучат две великие симфонии, созданные в XX веке – последняя из завершенных Малером, Девятая и знаменитая Пятая симфония Шостаковича,
Концерт Заслуженного коллектива 7 февраля входит в цикл «Филармония – 100. История в зеркале десятилетий», посвященный 100-летию Петербургской филармонии, которое она отмечает в 2021 году. Цикл объединяет программы знаменитых дирижеров, исполненные в разное время в Большом зале: 7 февраля прозвучат партитуры, вошедшие в программы Евгения Мравинского – одного из крупнейших советских дирижеров, пятьдесят лет возглавлявшего Заслуженный коллектив Республики (ныне – Заслуженный коллектив России).
Именно Мравинский 21 ноября 1937 осуществил премьеру Пятой симфонии Шостаковича – композитора, чей стиль за полтора года до этого был подвергнут критике как «не соответствующий ожиданиям советского народа». Этот приговор прозвучал в печально известной статье «Сумбур вместо музыки» – и представить сегодня серьезность последствий, которыми он грозил художнику в 1930-е годы, когда идеология искусства определялась высшим партийным руководством, а маховик репрессий набирал обороты, не так просто. Выход статьи стал для Шостаковича страшным ударом, изменившим траекторию его творческого развития и необратимо повлиявшим на его личность.
Успех на премьере симфонии был ошеломляющим. Во время финала слушатели непроизвольно поднялись со своих мест, овации длились более получаса, публика не расходилась, выражая солидарность с композитором. Формально сочинение стало «ответом советского художника на справедливую критику», однако споры о том, какое именно содержание композитор вложил в эту партитуру, что скрывается за сверкающим триумфом финала – жизнеутверждение или угроза, не умолкают и сегодня.
В программу концерта 7 февраля также вошел Концерт № 2 для фортепиано с оркестром Рахманинова, солист – один из ярчайших пианистов молодого поколения Филипп Копачевский.
13 февраля Заслуженный коллектив России исполнит под управлением Николая Алексеева последнюю завершенную, Девятую симфонию Малера. Создавая ее, композитор знал, что жизнь его клонится к закату. «Мир лежал перед ним в мягком свете прощания, – вспоминал Бруно Вальтер – один из величайших дирижеров XX века, осуществивший в том числе и мировую премьеру Девятой симфонии, – „Милая земля“, песню о которой он написал, казалась ему такой прекрасной, что все его мысли и слова были таинственно полны каким-то изумлением перед новой прелестью старой жизни». Упомянутая «Песнь о земле», хотя и была по сути симфонией, избегла этого имени, а главное – девятого номера. Известно, что с тех пор, когда Девятая симфония стала последней в жизни Бетховена, композиторы испытывали перед этой цифрой суеверный страх. Видимо, преодолев его, Малер дал этот номер своему следующему симфоническому опусу – и тот стал последним, который композитор успел завершить.
Вас ожидает только интересная информация о культурных событиях в стране и вашем городе, отборные предложения по билетам в театры, на развлекательно-познавательные мероприятия, а также в рестораны и общественные места.
Подписаться