+

Отписка от рассылки


Подписаться на рассылку
Написать нам
Главная » События » Концерты » Цикл концертов Петербургской филармонии, посвященный 80-летию со дня полного освобождения города от фашистской блокады

Цикл концертов Петербургской филармонии, посвященный 80-летию со дня полного освобождения города от фашистской блокады

Цикл концертов Петербургской филармонии, посвященный 80-летию со дня полного освобождения города от фашистской блокады

18 января, в годовщину прорыва блокады, Петербургская филармония откроет цикл концертов, посвященный 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда.

В этот день в Большом зале филармонии наряду со знаменитым Третьим фортепианным концертом Рахманинова прозвучит Третья «Героическая»  симфония Гавриила Попова – яркого представителя советского авангарда, современника и друга Дмитрия Шостаковича, пережившего в осажденном Ленинграде первую блокадную зиму. Над симфонией, посвященной Дмитрию Шостаковичу, композитор работал в годы войны, ее ленинградская премьера состоялась 9 марта 1947 года в Большом зале филармонии.

Программа 18 января прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России академического симфонического оркестра Петербургской филармонии[1] под управлением Юрия Лебедева, солистом в Третьем концерте Рахманинова станет знаменитый российский пианист Александр Гиндин.

Цикл концертов Петербургской филармонии, посвященный 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, объединит восемь концертов и продлится до 28 января, когда в Большом зале выступит Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова. 27 января, в годовщину полного освобождения Ленинграда, в Большом зале прозвучит Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича, чья легендарная блокадная премьера 9 августа 1942 года, состоявшаяся в Большом зале Ленинградской филармонии, вошла в истории, став символом мужества жителей осажденного города. Симфония прозвучит в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера, народного артиста России Николая Алексеева.

 

Гавриил Попов, переживший в Ленинграде первую блокадную зиму, писал, что это время оставило «неизгладимый след в сознании, “впечатав“ в душу страшные образы современной войны». Его Третья «Героическая» симфония возникла из музыки, написанной в 1939 году к фильму Эсфири Шуб «Испания», тогда же композитор начал работать над Concerto grosso, который вскоре был вынужден отложить. К этому сочинению он вернулся только в годы войны. Ленинградская премьера сочинения – уже под названием Третья «Героическая» симфония – состоялась 9 марта 1947 года в Большом зале Ленинградской филармонии.

В 1920-е имя Гавриила Попова часто ставили рядом с именем Дмитрия Шостаковича: они принадлежали одному поколению, дружили, даже выступали вместе – солировали при исполнении Двойного концерта Моцарта в Большом зале Ленинградской филармонии. Имя Шостаковича оставалось важным для Попова и спустя десятилетия: в 1946 году именно ему композитор посвятил свою только что законченную Третью «Героическую» симфонию.

Самый известный эпизод блокадной истории Ленинградской филармонии – это блокадная премьера Седьмой «Ленинградской» симфонии Шостаковича 9 августа 1942 года. Однако этой легендарной премьерой деятельность Ленинградской филармонии в годы блокады не исчерпывается: все четыре военных сезона филармония не прекращала работу. Единственный перерыв настал в декабре 1941 года, в первую суровую блокадную зиму, но 1 мая 1942 года выступления возобновились.

Цикл концертов к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады станет одновременно посвящением мужеству музыкантов, продолжавших концертировать в осажденном городе: в рамках цикла прозвучат сочинения, созданные в годы войны, музыка, посвященная блокаде, а также программы, звучавшие в блокадные годы на сцене филармонии.

 

19 января в Большом зале филармонии литературный вечер «Ленинградцы – дети мои!...» представит народная артистка России Светлана Крючкова. Прозвучат тексты самых разных жанров и судеб, созданные как поэтами, так и обычными людьми. В единую ткань повествования сложатся оставленные как свидетельство тех страшных и героических дней стихи Анны Ахматовой, Ольги Берггольц, Веры Инбер, Джамбула, Михаила Дудина, а также фрагменты блокадных дневников и песни Клавдии Шульженко.

20 января известный петербургский пианист Олег Вайнштейн исполнит в Большом зале филармонии шедевры мировой классики, звучавшие в блокадных программах одного из ведущих ленинградских исполнителей первой половины XX века, пианиста и композитора Александра Каменского. Наряду с сочинениями Шопена, Листа и Чайковского прозвучит транскрипция Каменского знаменитых Половецких плясок из оперы «Князь Игорь» Бородина.

Александр Каменский, дебютировавший с Филармоническим оркестром (ныне – Заслуженный коллектив России) в 1924 году, выступал с такими большими дирижерами, как Эрнест Ансерме, Фриц Штидри, Николай Рабинович, Курт Зандерлинг, Евгений Мравинский, наряду с классикой исполнял много новой музыки – Фортепианные концерты Прокофьева, Равеля, Стравинского, Шимановского, Хачатуряна. 

«Всю блокаду музыкант провел в Ленинграде, не прерывая педагогическую и концертную деятельность: в прямом эфире блокадного радио играл классику и только что написанные сочинения ленинградских авторов, – говорится в биографической статье на сайте «Столетие филармонии», – Другой площадкой стал Большой зал филармонии: за годы войны Каменский принял участие в восемнадцати сборных филармонических программах, дал два сольных концерта, выступал с Оркестром радиокомитета под управлением Карла Элиасберга, Исайи Альтермана, а Первый концерт Чайковского исполнил в декабре 1941-го под управлением Игоря Миклашевского (этой же зимой дирижер умер от истощения). После возвращения в 1944-м из эвакуации Заслуженного коллектива Республики Каменский сразу же играет в концертах под управлением Евгения Мравинского и Курта Зандерлинга».

23 января в исполнении «Петербургского МолОт-ансамбля» в Малом зале филармонии прозвучит сочинение Agnus Dei современного петербургского композитора Александра Кнайфеля: в основу партитуры, посвященной жертвам блокады Ленинграда, лег текст дневника Тани Савичевой – во время исполнения музыканты произносят его про себя. Премьеры произведений Александра Кнайфеля звучат на крупнейших музыкальных фестивалях в Париже, Лондоне, Амстердаме, Нью-Йорке, Цюрихе, Зальцбурге, Берлине, Кельне, Маастрихте, Ферраре. При этом композитор остается «петербуржцем по национальности», всему миру предпочитая город на Неве. 

24 января Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова исполнит в Большом зале филармонии программу из песен, посвященных войне. Этот коллектив известен публике европейских столиц, Москвы, городов России – от Калининграда до Новосибирска. В репертуаре хора, регулярно принимающего участие в престижных международных фестивалях, – музыка разных стилей и эпох.

26 января в исполнении Академического симфонического оркестра Петербургской филармонии прозвучит программа, исполненная в Большом зале 30 августа 1943 года этим же коллективом, тогда носившим имя Оркестр Ленинградского радиокомитета, под управлением Карла Элиасберга. «Маленькая ночная серенада» Моцарта, Серенада для струнного оркестра Чайковского, симфоническая поэма «Тассо. Скорбь и торжество» и Второй фортепианный концерт Листа прозвучат под управлением Олега Солдатова, солист – известный пианист Вадим Монастырский.  

Кульминацией цикла станет концерт 27 января, в день 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Легендарная Седьмая «Ленинградская» симфония Дмитрия Шостаковича прозвучит в исполнении одного из лучших отечественных коллективов – Заслуженного коллектива России – под управлением народного артиста России, главного дирижера Николая Алексеева.

Выбор программы концерта символичен: вошедшая в историю блокадная премьера Седьмой симфонии Шостаковича состоялась 9 августа 1942 года в Большом зале Ленинградской филармонии. Ценой невероятных усилий то историческое исполнение осуществили изможденные блокадой и войной, частично специально возвращенные с фронта музыканты Большого симфонического оркестра Ленинградского радиокомитета, ныне известного публике как Академический симфонический оркестр Петербургской филармонии, дирижировал Карл Элиасберг.

Тот далекий концерт стал символом подлинного мужества и силы духа. Несмотря на опасность авиаударов, в Большом зале филармонии был включен свет, хрусталь люстр сверкал пронзительно и торжественно, выступление транслировалось из переполненного зала на улицы Ленинграда и за его пределы, безопасность музыкантов и слушателей обеспечивал огонь артиллерии Ленинградского военного округа.

28 января цикл концертов завершится выступлением одного из ведущих симфонических коллективов страны – Национального филармонического оркестра России под управлением Владимира Спивакова. Концерт пройдет при поддержке Министерства культуры Российской Федерации в рамках программы «Всероссийские филармонические сезоны».

В этот вечер прозвучат знаменитое Адажио Сэмюэля Барбера, Камерная симфония Шостаковича – оркестровое переложение его знаменитого Восьмого квартета, официально посвященного «Памяти жертв фашизма и войны», а также Концерт для оркестра «Желтые звезды» Исаака Шварца. Композитор рассказывал: «Идея написать это сочинение возникла под впечатлением от документальных записок одной из узниц Каунасского гетто. Эта страшная повесть особенно потрясла меня описанием празднования Пурима – одного из самых светлых и веселых праздников еврейского народа, ставшего в нечеловеческих условиях лагеря смерти “праздником с петлей на шее”. Тогда я словно заново осмыслил философский символический смысл, заключенный в этой вновь повторяющейся спустя века библейской истории…».



[1] Корректное сокращение названия: Заслуженный коллектив России.

Культурная
подписка

Вас ожидает только интересная информация о культурных событиях в стране и вашем городе, отборные предложения по билетам в театры, на развлекательно-познавательные мероприятия, а также в рестораны и общественные места.

Подписаться