+

Отписка от рассылки


Подписаться на рассылку
Написать нам
Главная » События » Город » Арфа как предчувствие

Арфа как предчувствие

Арфа как предчувствие

В Петербурге продолжается V Международный фестиваль «Чайковский.SPB.ru», а это значит, что роман великого композитора и его любимого города будет вечным.

Мы следим за событиями пятого по счету осеннего музыкального форума, и сегодня герои, - а точнее, героиня и герой афиши фестиваля – рыжеволосая красавица с прекрасной арфой и знаменитый оркестр Северной столицы. 

                                Хрустальные звуки под дворцовыми сводами

Совсем скоро, 5 октября в Николаевском дворце петербуржцам и гостям столицы выпадет уникальный шанс: услышать единственный в России полностью возрожденный инструмент величайшего мастера XIX века – Себастьяна Эрара. Причем в не менее редком обрамлении: в сопровождении Губернаторского симфонического оркестра Санкт-Петербурга. Но – обо всем по порядку…

- Этот концерт несет в себе особенный смысл и некоторые планы на будущее, - приоткрывает завесу интриги художественный руководитель фестиваля, дирижер Губернаторского оркестра Игорь Пономаренко. – Как известно,  в этом году в рамках фестиваля мы проводим конкурс сочинений композиторов для органа и оркестра, а еще - конкурс классических кроссоверов. 

Для репертуара «арфа с оркестром» в мировой музыке написано мало произведений. На наш взгляд, эту оплошность давно пора исправить: в будущем году мы планируем ввести специальную конкурсную программу, которая будет направлена на расширение репертуара симфонического оркестра с солирующей арфой. Николаевский дворец с его мягкой акустикой прекрасно подходит для этого. Не случайно именно «благодаря» пандемии данная площадка возвращается к нам: если помните, ранее она использовалась больше, как туристическая – здесь проходили концерты для туристов-иностранцев. Но с наступлением пандемии туристический поток иссяк, и зал освободился. 

К слову, лично для меня он – особенный. 30 лет в Николаевском дворце я организовывал Арт-центр «Терем», и тогда мы провели три концертных сезона. Теперь площадка включена в фестиваль «Чайковский.SPB», и мы с большим удовольствием пригласили к сотрудничеству лауреата международных конкурсов, солистку театра «Санктъ-Петербургъ Опера» Елизавету Александрову. Помогать солировать Елизавете будет первая флейта нашего оркестра, Анна Суздалкина. Концерт арфа с оркестром – это большая редкость, надеемся, что он оставит свой звездный след в истории музыкального искусства нашего города.

- Два года назад, еще до начала пандемии, я участвовала и в фестивале имени Чайковского, который ежегодно проводится в Эстонии, - рассказывает Елизавета Александрова. - Мы участвовали втроем: я и два оперных вокалиста. Те произведения, которые мы тогда специально подготовили к эстонскому фестивалю, хотелось бы показывать снова и снова – ведь они все связаны с именем Чайковского. 

Как известно, у Петра Ильича нет произведений для арфы. Этот инструмент он использовал только в балетах, и совсем немного - в операх. Поэтому для большинства из нас Чайковский - это именно гениальный оперный композитор, хотя бы потому, что нет человека, который, например, не знал бы «Пиковую даму». И в нашем концерте с Губернаторским оркестром, наряду с другими произведениями, прозвучат две совершенно замечательные обработки. Одна создана еще в XIX веке, на тему оперы «Евгений Онегин» - для арфы соло, другая написана в XX веке современным московским композитором Валерием Киктой на тему оперы «Пиковая дама». 

Конечно, это далеко не все сюрпризы, которые ожидают поклонников творчества этой удивительной арфистки. Как нам призналась Елизавета, в концерте прозвучит также и ее собственное переложение отрывка из балета «Лебединое озеро» - «Белое адажио». Солистка создавала его сама, для солирующей арфы, скрипки и виолончели.  

Этот концерт уникален еще и по некоторым другим моментам… В нем будет перемежаться и соло арфы, и ее дуэты с оркестром. Во втором отделении гости дворца услышат не только Чайковского, но и Верди, его современника, и Беллини, его предшественника - предвестника стиля романтизма, музыки, наполненной чувствами и эмоциями. 

- Во втором отделении, наряду с обработками Чайковского, прозвучат и фантазии из оперы «Норма» Беллини, а в заключение концерта - фантазия для арфы с оркестром на тему оперы Верди «Риголетто», - признается солистка.  - Мы приняли решение в первом отделении сыграть также произведение другого величайшего композитора - Вольфганга Амадея Моцарта, «Концерт для арфы и флейты с оркестром». Ведь в записках современников Петра Ильича сохранились свидетельства того, что он с самого детства безумно любил Моцарта, а его обожаемой оперой был «Дон Жуан». И вот такое сочетание музыки Чайковского, его современников и Моцарта будет чрезвычайно удачно и ярко показывать саму атмосферу, в которой когда-то рождалась музыкальное искусство того времени.

Напоследок, зная, что у нашей собеседницы в «коллекции» есть совершенно уникальные инструменты, мы, конечно же, не могли не узнать, на какой именно арфе Елизавета будет исполнять программу во дворце.

- Мне безумно повезло: мои любимые инструменты пришли ко мне самыми разными, непостижимыми путями, - улыбнулась Александрова. - Этот концерт я планирую играть на историческом инструменте XIX века. Арфу создал величайший французский мастер  Себастьяна Эрар. Уже в наши дни она была реконструирована и полностью приведена в порядок петербургской фирмой по производству арф «Резонанс Харпс», чьи мастера бережно, буквально по сантиметру, привели инструмент в то состояние, в котором арфа когда-то вышла из рук ее создателя (больше, чем 150 лет назад!). Нужно понимать, что данный инструмент очень отличается от современных по звукоизвлечению, и что он был предназначен именно для той музыки, которую я буду играть в Николаевском дворце. Это отнюдь не барочная арфа. На барочных мы играем Вивальди, а в нашем случае речь идет о классической арфе – но в исполнении великого французского мастера, который жил в XIX веке. Инструмент Эрара с его уникальным тембром – единственный в России полностью возрожденный. И это действительно редкий шанс – услышать его «живьем».

Романтическое свидание арфы и оркестра в Николаевском дворце назначена на 5 октября, начало в 19.00.

Культурная
подписка

Вас ожидает только интересная информация о культурных событиях в стране и вашем городе, отборные предложения по билетам в театры, на развлекательно-познавательные мероприятия, а также в рестораны и общественные места.

Подписаться