21 ноября на сцене «Октябрьского» с масштабным юбилейным концертом «ДОРОГА без конца, и МУЗЫКА, которой нет конца» выступит Альберт Асадуллин.
Легендарный «Орфей», обладатель самых престижных музыкальных премий, певец, чье имя внесено во «Всемирную энциклопедию фолк, джаз, поп и рок-музыки, Заслуженный артист РСФСР.
Артиста с Юбилеем поздравят его друзья - известные и любимые публикой исполнители: Александр Розенбаум, Михаил Боярский, Василий Герелло, Игорь Корнелюк, Татьяна Буланова, Эльмира Калимуллина, Джаз-бэнд Олега Кувайцева, группа " Ingervala", театр танца "Булгары" и симфонический оркестр "Таврический". Ведущий концерта - Николай Поздеев.
Альберт Асадуллин обладатель удивительного по красоте и впечатляющего по диапазону голоса. Звезда Артиста засверкала на небосклоне отечественной эстрады в 1975 году – в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика», где он исполнил главную партию Орфея. Это был грандиозный прорыв в советской музыке, давший мощный импульс к появлению нового музыкального направления. За исполнение партии Орфея Альберт Асадуллин был удостоен специального диплома всемирного музыкального журнала «Music Week» (Великобритания).
В творческой биографии Артиста роли в рок-операх, сольные концерты, участие во многих всероссийских и международных конкурсах и фестивалях в качестве певца и члена жюри. Альберт Асадуллин автор идеи и создатель первой татарской фолк-рок-оперы «Магди» в содружестве с композитором М. Шамсутдиновой.
В последние годы Артист великолепно создал сценические образы главных героев в таких мюзиклах, как "Безымянная звезда" и "Кентервильское приведение".
Альберту Асадуллину подвластны все жанры! И лирические песни о любви, и опера, и рок, и народные песни, и фолк, и классика…
1978 г. – Первая премия на Всероссийском конкурсе исполнителей советской песни (г.Сочи).«Всесоюзный конкурс артистов эстрады» (1979г. г.Ленинград «Гран-при»), «Золотой Орфей» (1979г. Болгария 1- ая премия), «Заслуженный артист России» (1988), «Народный артист Республики Татарстан» (1998), кавалер ордена Ломоносова «За выдающиеся заслуги и большой личный вклад в развитие Отечественной культуры и искусства» (март 2008), кавалер ордена «Честь и Достоинство России» (октябрь 2008), кавалер ордена «Аль Фахр» (декабрь 2008).
Имя Альберта Асадуллина занесено во «Всемирную энциклопедию фолк, джаз, поп и рок музыки», куда входят имена всех величайших музыкантов XX-го столетия.
Альберт Асадулин сделал себе имя сразу в нескольких жанрах популярной музыки. Рок-оперы «Орфей и Эвридика», «Магди», «Безымянная звезда», «Кентервильское привидение»; любовная песенная лирика, народные песни, фолк-музыка; оперная классика — его многогранный гений признан и в России, и за рубежом.
Орфей. Начало пути
Этот артист появился внезапно – словно сверкающая комета Альберт Асадуллин ворвался на небосклон эстрады страны советов! Его звезда вспыхнула в одночасье – роль Орфея в первой советской рок-опере «Орфей и Эвридика» молниеносно принесла Альберту Асадуллину известность и славу. Уже через полгода после премьеры его имя знали во всех уголках огромной советской страны.
Создатель рок-оперы – Анатолий Васильев (руководитель ВИА «Поющие гитары», Александр Журбин (композитор), Юрий Димитрин (либретто) и Марк Розовский (режиссер-постановщик) доверили главную роль Альберту Асадуллину - вокалисту, не известному в широких артистических кругах, и не ошиблись. С ансамблем «Поющие гитары» и рок-оперой Асадуллин за пять лет гастролей исколесил весь Советский Союз. Успех спектакля был грандиозным! И в этом огромная заслуга самого Альберта-Орфея. Все выступления проходили в переполненных залах, зрители хотели слушать только одного Орфея – Асадуллина!
Рок-опера вообще была необычайным прорывoм в советской музыке, давшим мощный импульс к появлению нового музыкального направления. Это была БОМБА! Она стала заметным явлением не только в нашей стране, но и за рубежом. Спектакль «Орфей и Эвридика» был сыгран одним составом свыше 2500 раз, после чего был занесен в Книгу Рекордов Гинесса - как самый успешный мюзикл всех времен, и удостоен Диплома Всемирного музыкального журнала "Music Week" (Великобритания).
Музыкальный мир признал Асадуллина выдающимся вокалистом. После исполнения роли Орфея имя артиста было занесено во «Всемирную энциклопедию джаз, рок и поп-музыки» наряду с именами величайших музыкантов XX столетия. Примечательно, что в энциклопедии страница «Асадуллин Альберт» замечательно соседствует с разворотом «Армстронг Луи».
Певец и великие имена
На молодого артиста посыпались заманчивые предложения от выдающихся композиторов, ему предложили свои песни Давид Тухманов, Андрей Петров, Юрий Саульский, Марк Минков, Александр Журбин. Асадуллин блестяще исполнял их произведения, ведь вокально ему были подвластны все жанры и композиции любой сложности. Артист успешно сотрудничает с Анатолием Бадхеном и его оркестром, принимает участие в различных правительственных концертах, посвященных государственным праздникам, активно выступает за границей с оркестром Георгия Гараняна.
Молодые композиторы тоже показывали артисту свои песни. И Альберт Асадуллин успешно «вручил путевку в жизнь» некоторым «глыбам» сегодняшней российской сцены. В частности, он был первым исполнителем песен Александра Розенбаума, Игоря Корнелюка, Виктора Резникова, Сергея Касторского.
Вверх по карьерной лестнице
Талантливого артиста заметили СМИ, о нем писали все музыкальные издания, его голос зазвучал на радио и с телеэкранов. Тогда не было Интернета, и основным источником информации были музыкальные передачи. Как ждали их телезрители - любимые свои передачи! Особенно - знаменитую «Утреннюю почту», которая, конечно же, не обошла вниманием Альберта Асадуллина. Вместе с Юрием Николаевым они слетали на съемки уникальной программы в Алма-Ата. Альберт исполнил в этой программе песню волшебника Сулеймана композитора Марка Минкова. Эту песню он спел низким голосом, проявив еще одну грань своего таланта – умение перевоплощаться и менять голос от баса до своего родного тенора-альтино.
Кино! Конечно же, он появился и в кино. В кадре в первый раз артист возникает в художественном фильме «Уходя – уходи», он исполняет песню «Ласточка». Затем исполняет несколько песен в лирической ленте «Маленький Мук». А во время гастролей в Ташкенте Альберт неожиданно получает предложение не спеть, а сняться в кино, в большой серьезной роли - на киностудии «Узбекфильм». Но в тот момент это предложение певца не заинтересовало, он продолжал успешную карьеру вокалиста.
С чего все начиналось
У этого артиста очень интересный творческий путь на большой сцене. Началом этого пути была роль Орфея. Но как же случилось, что придирчивый Анатолий Васильев (создатель и бессменный руководитель первого советского ВИА «Поющие гитары») и композитор Александр Журбин поручили ГЛАВНУЮ партию в своем любимом детище – рок-опере «Орфей и Эвридика» – начинающему, никому не известному артисту?
Это просто объяснить: если на большой сцене имя Альберта Асадуллина никому ни о чем не говорило, то в ленинградской рок-тусовке Алик Асадуллин был очень популярен, он был поистине культовой фигурой, там его знали все! Ведь уже в 1969 году на первом в Советском Союзе рок-фестивале, который проходил в Ленинграде в актовом зале института Гидромет, Асадуллин был признан лучшим рок-вокалистом!
Началось все с участия группе «Призраки», созданной студентами архитектурного факультета Академии художеств. Дело в том, что наш герой по образованию – архитектор, художник. Талант художника проявился в нем с самого юного возраста, учился в художественной школе, окончил художественное училище и поступил в Ленинградскую Академию Художеств.
Но музыка всегда жила в его душе! Поэтому с первого курса Альберт Асадуллин играл и пел в студенческих рок-группах: сначала была группа «Призраки», затем – «Фламинго», потом – «Невская волна». Но позже их выступления попросту запретили, потому что во время нашумевшего выступления группы «Фламинго» с вокалистом Аликом Асадуллиным зрители «завелись» и стали вести себя… мягко говоря, очень плохо – они вскакивали с мест, орали и плясали, буйствовали, а потом и вовсе оторвали прикрепленные к полу скамейки, освобождая себе простор для действий. Добавили жару и вошедшие в раж поклонницы молодого певца – девчонки срывали с себя одежду и размахивали лифчиками над головой. Об этом случае подробно рассказал в своей рок-энциклопедии Андрей Бурлака.
В советские времена это был неслыханный инцидент, настоящий скандал! Началась волна суровых репрессий по отношению к рок-группам, исполняющим западную музыку. Институтское начальство было жестоко наказано, а выступления рок-групп в Ленинграде вообще запретили. Конечно же, группы выступать не перестали, но вынуждены были выступать за пределами города Ленинграда. Вот и «Фламинго» перебрались за пределы города – в Пушкин. И поклонники целыми электричками приезжали туда – увидеть снова любимую группу и послушать её фронтмена Алика Асадуллина.
На последнем курсе студент Асадуллин заболел и вынужден был взять академку. В это время он немного поработал на большой сцене с ансамблем «Веселые голоса». Путь в Ленконцерт был открыт для Альберта, его приглашали остаться в коллективе, но он любил живопись, архитектуру и выбрал тогда дорогу архитектора. Защитил диплом и был готов к интересному этапу жизни – проектировать новые здания, служить «застывшей Музыке», но…
Но, как порой случается, жизнь приготовила ему совершенно иную стезю. В один прекрасный летний день 1974 года Асадуллин получил приглашение от Анатолия Васильева, руководителя знаменитых «Поющих гитар»: пройти прослушивание на роль Орфея в первой советской рок-опере. Авторы мюзикла не могли найти исполнителя на роль Орфея – никто не устраивал требовательных Васильева, Журбина, Розовского и Димитрина. А потом кто-то посоветовал им прослушать широко известного в рок-н-рольных кругах певца - Алика Асадуллина, который, по слухам, способен спеть всё, что угодно.
История прослушивания сама по себе очень забавна. Молодой архитектор получил телеграмму: «Есть интересное предложение. Позвоните. Васильев». Альберт не знал никакого Васильева, представления не имел, кому он звонит из телефонной будки – у вчерашнего студента тогда попросту не было дома телефона. По словам самого Альберта, предложение что-то где-то спеть его вообще не тронуло бы. Но прозвучали волшебные слова: готовится к поставке первая советская РОК-ОПЕРА, и он уже был околдован! В мыслях мгновенно пронеслось: «Только недавно прогремела «Иисус Христос — суперзвезда» (англ. Jesus Christ Superstar) — рок-опера Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса, написанная в 1970 году и поставленная на Бродвее спустя год после создания. Главную партию исполнил Иэн Гиллан - вокалист группы Deep Purple. А теперь – рок-опера у нас, в Советском Союзе! И я буду петь там! Исполню главную партию! Как Гиллан…!!!»
Асадуллин сразу же дал согласие пройти прослушивание. Не имея музыкального образования, Асадуллин имел абсолютный слух и хороший опыт вокалиста рок-группы – он мгновенно схватывал мелодию. Через несколько минут он уже пел арию Орфея. Альберт поразил создателей рок-оперы красотой и силой своего голоса, поистине безграничным его диапазоном. Роль Орфея ему предложили сразу же, и он сразу же согласился.
А как состоялось прослушивание, и что было потом – артист расскажет сам. Это отдельная, очень забавная история!
В тот день Альберт Асадуллин сделал решительный шаг на большую сцену, изменив архитектуре. Началась его «дорога без конца» по музыкальному пути. Сначала это была работа над спектаклем, партнершей Асадуллина по сцене – Эвридикой – стала Ирина Понаровская. Они создали великолепный дуэт! Причем, от исполнителей требовались не только вокальные данные, но актерские способности. Оказалось, что Асадуллина и этим даром наделили Небеса. Он не играл, он жил на сцене в этой роли, перевоплощаясь в Орфея, порой настолько, что после спектакля несколько раз попадал в больницу…
Но это было уже после премьеры, а до неё было очень много работы. А когда спектакль был готов увидеть свет, начались препятствия. Рок-опера «Орфей и Эвридика» родилась в СССР, в стране, где само слово «РОК» было объявлено чуждым народу, это западное, практически ругательное слово стало камнем преткновения для выхода мюзикла. Чиновники от культуры категорически отказывались давать разрешение на показ подобного спектакля.
И тогда мудрый либреттист Юрий Димитрин изменил рисунок произведения, в спектакле появились зонги – песни «от третьего лица», эдакий взгляд со стороны на происходящее. Этот прием в свое время использовал Бертольд Брехт в своей «Трехгрошовой опере». Имя коммуниста, поэта-антифашиста Брехта и изменение формата постановки с «рок-оперы» на «зонг-оперу» сдвинули дело с мертвой точки – спектакль получил «добро»!
С «Орфеем и Эвридикой» «Поющие гитары» объездили весь СССР, но ни разу не показали свой великолепный спектакль за рубежом. Хотя во время фестиваля «Ленинградская Музыкальная весна» артисты получили от иностранных продюсеров около двух десятков предложений приехать на гастроли. «Железный занавес» прочно держал музыкантов в границах СССР. Об этом лучше расскажет сам Альберт Асадуллин…
В июле 1975 года состоялась премьера «Орфея и Эвридики», успех был грандиозным! Фортуна осенила всех своими крыльями, и, можно сказать, что наутро после премьеры Альберт Асадуллин проснулся знаменитым. На небосклоне советской эстрады засияла новая яркая звезда. И в то же время, можно смело назвать Асадуллина - селфмейдмен - человек сам себя сделавший (self made man). Как бы ни был человек талантлив, без труда он не сможет добиться успеха! Кропотливый труд над каждой песней, многократное прослушивание музыки, неустанная работа над каждой строчкой, каждой ноткой – отличительные черты этого артиста. Асадуллин свой успех нарабатывал за годы выступлений в рок-группах.
Следующей крупной работой «Поющих гитар» была «Фламандская Легенда», где Асадуллин исполнил партию Тиля Уленшпигеля. Спектакль не приобрел громадной популярности «Орфея и Эвридики», так как музыкальный материал был намного сложнее для восприятия, но известность Асадуллина лишь увеличилась. А участие в различных вокальных конкурсах и неизменные победы в них только прибавляли славу и популярность молодому исполнителю.
В ритме «Пульса»
В 1980-м, после успешной поездки в Болгарию на песенный конкурс «Золотой Орфей» (первая премия), Альберт Асадуллин создал при Ленконцерте собственный ансамбль «Пульс». «Пульс» гастролировал по городам всего Советского Союза и везде имел ошеломительный успех.
Асадуллин исполнял песни Андрея Петрова, Давида Тухманова, Юрия Саульского, Валерия Гаврилина, Александра Зацепина, Лоры Квинт, Александра Розенбаума, Игоря Корнелюка, Виктора Резникова и других известных композиторов. С «Пульсом» Асадуллин проработал до 1983 года.
Кстати, именно в музыкальном коллективе «Пульс» впервые вышел на профессиональную сцену популярный исполнитель, композитор и автор песен, Народный артист Александр Розенбаум, песни которого исполнял и сам Асадуллин.
В 1983 году Асадуллин записал одну из самых известных своих песен - «Дорога без конца» (музыка Сергея Баневича, стихи Татьяны Калининой), эта великая песня стала визитной карточкой артиста. С тех пор не было еще ни одного концерта Альберта Асадуллина, где публика не потребовала бы «Дорогу…».
В 1987 году вышел первый виниловый диск артиста под названием «Все это с нами было». В сборник вошли все самые популярные песни Альберта Асадуллина, в числе которых «Лесом-полем», написанная Вячеславом Малежиком и Михаилом Таничем, и «Мальчик с девочкой дружил» Игоря Корнелюка и Сергея Михалкова.
И снова поговорим о запретах и о «Мальчике с девочкой». Эта полудетская песня, наполненная шутливыми «ля-ля-ля-ля!», измененными голосами и различными звуками, которые блестяще имитирует сам Альберт, также изначально была отвергнута «знатоками». На центральном телевидении, где Асадуллин показал песню, все отвернулись с негодованием: дескать, это невозможно, Альберт! Вы же лирик, романтик, Вы – Орфей, наконец! А тут кривляетесь, как мальчишка. Нельзя!..
На помощь пришло эстонское ТВ. Таллинн с удовольствием принял эту песню, и «Мальчик с девочкой» впервые прозвучали в Новогодней программе 1984 года (встречали 1985-й), Асадуллин исполнил песню в сопровождении группы «Апельсин».
В 1988 году Альберт Асадуллин был удостоен почётного звания «Заслуженный артист РСФСР».
Перерыв в сольной эстрадной карьере. «Магди»
Сегодня в нашей стране и за её пределами много говорят о возрождении национальных традиций и культуры каждого народа, о самобытности каждой культуры, о том, что нужно беречь и лелеять культурные ценности. Во времена Союза было обратное движение – без разделения на нации и народности. Глобализация хороша, но только не тогда, когда речь идет о культуре.
Альберт Асадуллин родился и вырос в Казани, он – татарин, волжский булгарин. В его семье говорили на двух языках, с младенческих лет он впитал в себя звуки песен на родном татарском языке – эти песни пела ему мама. Эти прекрасные народные татарские песни он напевал, любил их и иногда самовольно включал в концертные программы.
В душе артиста зрели идеи, проекты, его утомлял «бег по кругу» - беспрерывные гастроли, разъезды по городам и весям с одной и той же утвержденной программой. Наступил «час пик», и Альберт Асадуллин неожиданно прервал свою супер-успешную карьеру эстрадного певца.
В конце 1988 года, будучи на пике славы, собирая полные залы во всех городах СССР, имея график гастролей, составленный на год вперед, артист неожиданно уходит со сцены и отправляется в «свободное плавание». Это сложно понять… Но в тот момент Альберт Асадуллин принял это неожиданное для всех решение и оставил концертную деятельность. Причина такого поступка была понятна ТОЛЬКО самому артисту - он уходил на новый виток творчества, в его душе созрела идея создать громадное музыкальное эпическое полотно, и работа над этим проектом требовала полной самоотдачи. «Невозможно скакать сразу на двух конях», - так говорит об этом новом повороте сам артист.
У Альберта Асадуллина до сих пор спрашивают: неужели нельзя было как-то… раздвоиться? Не бросая гастроли, выступать, а параллельно делать собственный проект. У артиста есть свой вариант объяснения в виде зарисовки - рассказ о скульпторе на корабле. Но это лучше всех расскажет он сам.
Асадуллин уехал в Казань и приступил к работе над колоссальным проектом под названием «Магди» (Странник). 1989 год стал памятным в музыкальной биографии певца. Он исполнил главную партию в фолк-рок-сюите «Магди» (музыка народная, М. Шамсутдиновой и А. Асадуллина). Автором идеи и создателем этого уникального творения современной музыкальной культуры, освещающего темы истории и духовной жизни, был сам Альберт Асадуллин.
Премьера грандиозного шоу состоялась 22 августа 1989 г. в Казани на стадионе им. В. И. Ленина во время празднования 1100-летия принятия Ислама Великой Волжской Булгарией. Это произведение оставило глубокий след в сердцах сотен тысяч людей.
«Магди» - это обращение к людям всех национальностей с призывом к единению, возвращению к своим корням, сбережению культуры, традиций, языка, музыки, религии и духовности. Фолк-рок-сюита «Магди» исполнялась на татарском языке, но Асадуллин искреннее верил, что это произведение будет понятным человеку любой национальности. Так и случилось, представление смотрели тысячи людей, встречая овациями каждую песню.
Впоследствии фолк-рок-сюита «Магди» была внесена в Национальную музыкальную энциклопедию Татарстана как уникальное произведение, не имевшее аналогов на татарской сцене.
В 1998 году артисту присуждают звание Народного артиста Республики Татарстан.
Многогранность таланта
В 2003 году певец принимал участие в озвучивании анимационного фильма по мотивам сказок немецкого писателя Вильгельма Гауфа «Карлик Нос» (режиссёр Илья Максимов). Асадуллин не только исполнил песню к фильму, но и озвучил главного героя.
Песни на татарском языке артист исполнял смолоду. Его интерес к народной музыке с годами только увеличивался. И в 2012 году в ДК им. Горького (г. Санкт-Петербург) Альберт Асадуллин совместно с этно-бит группой «Минус Трели» представил программу из цикла «WORLD MUSIC» - песни народов мира на языках оригиналов. Концерт назывался «С песней по миру», он прошел с большим успехов. Этническая музыка разных народов в исполнении Асадуллина звучит настолько естественно, что ему иногда задают вопрос – кто же он по национальности? Впервые это случилось много лет назад, когда Альберт репетировал народную армянскую песню. К нему в гостиничный НЕ армянин может так хорошо петь армянскую песню – так искренне проникнуть в душу армянской песни, так глубоко её прочувствовать!
Мои друзья из бывшего Союза
В годы перестройки многие люди покидали разваливающийся Союз. Железный занавес распахнулся, аромат свободы опьянял. Прошло время, и многие артисты стали приезжать на родину. Творческие люди встречаются, общаются, а затем возникают и новые проекты.
Давняя дружба связывает Альберта Асадуллина и Виктора Березинского – композитора и певца из Омска, уехавшего в свое время в Израиль. Началось всё добрый десяток лет назад, когда Асадуллин приехал в Израиль, артисты совместно создали концертную программу. Потом они показали эту программу в России. А немного позже уже четыре «Звезды из бывшего СССР» собрались вместе, чтобы вспомнить старые времена и подарить публике хороший качественный концерт.
Вот их имена: Альберт Асадуллин (Россия) – живет в Санкт-Петербурге, Анатолий Алешин (в прошлом - солист «Аракса», живет в США), Леонид Бергер («Веселые ребята», последние 46 лет - австралиец) и Виктор Березинский (группа «Альтаир», живет в Израиле).
Нестареющие звезды по-прежнему - в отличной вокальной форме, каждый год они устраивают туры. Проехали пару лет назад с гастрольным туром по Сибири, и ежегодно колесят по Европе, радуют русские диаспоры и местное население Израиля, Чехии, Германии, Дании, Швеции, Финляндии и даже Исландии замечательными выступлениями.
Виктор Березинский, неизменный ведущий, шутливо представляет коллег по цеху, как перемены блюд на хорошем званном ужине. И неизменно «на десерт» зрителям «подается» выступление Альберта Асадуллина! Его песни завершают концерт - обладатель выдающегося голоса дарит зрителям свои песни, а они всегда награждают певца громом аплодисментов.
Новые горизонты
За свою долгую сценическую карьеру Альберт Асадуллин участвовал в самых разных проектах и концертах, участвовал и побеждал в одних вокальных конкурсах, позже возглавлял жюри уже в других песенных турнирах. Но, начав карьеру певца в мюзикле, он навсегда остался верен этому жанру. Асадуллин не просто певец, он – и актер, и режиссер, и сценарист, и художник, и композитор.
Он играл главные роли в музыкальных спектаклях: «Орфей и Эвридика», «Фламандская легенда, «Гонки», «Магди», «Крик кукушки», «Любовь поэта», «Кентревильское привидение», «Безымянная звезда».
В каждой роли артист проявил новые сверкающие грани своего таланта, все его герои запомнились зрителям. Сейчас идет работа над новым музыкальным спектаклем, над главной ролью работает Альберт Асадуллин. Но подробности широкая публика узнает немного позже.
А также люди узнают о новом масштабном проекте артиста, который найдет отклик в сердце каждого из нас. Идея этого проекта не оставит равнодушным никого, потому что касается каждого человека, живущего на земле.
Дорога без конца, по которой идет всю жизнь артист Альберт Асадуллин, уходит на новый виток……………..
Вас ожидает только интересная информация о культурных событиях в стране и вашем городе, отборные предложения по билетам в театры, на развлекательно-познавательные мероприятия, а также в рестораны и общественные места.
Подписаться