Юхан Хельмих Руман сочинил сюиту танцев, известную нам как Golovinmusiken, по заказу российского посла в Швеции графа Н. Головина в 1728 году как балет к празднованию коронации царя Петра II. Поскольку либретто этого балета не сохранилось, его реконструкция в истинно историческом понимании невозможна. При этом, музыкально-драматические достоинства партитуры очевидны. Сюита Румана требует театрального действия и буквально просится на сцену.
В течение моей тридцатилетней деятельности в качестве хореографа и режиссера я неоднократно сталкивался с подобной дилеммой. Исследователь танца во мне резко возражает против постановки балета «Музыку Головина», но мой внутренний театрал горит желанием это сделать. Во всех подобных случаях я, отбросив совершенно оправданные сомнения, принимал решение в пользу театрального эксперимента.
У нас есть партитура и мы знаем, по какому поводу она написана. Из партитуры следуют аффекты и рисунок танца, повод диктует драматургию. Коронационный балет должен восхвалять нового царя. Со времен ренессанса для этого существовало три модели: парад, шествие и аллегорические картины. Парад представляет собой образ государства как единого целого. Он начинается с сословий, затем следуют земства и под конец рассказывается славная история страны. Шествие – это траурный вариант парада. Темой его являются бедствия, ниспосланные на когда-то благополучную страну, коварные внешние и внутренние враги и страдания простых людей, для которых новый правитель является спасителем и вестником надежды. Помимо этих двух показательных моделей коронационного балета на протяжении XVII-XVIII веков приобретают значение аллегорические картины. В представлении такого рода нового монарха призывают к «идеальной» роли покровителя искусства, культуры и прогресса.
Вернемся к партитуре. На Golovinmusiken Румана не получится достойно поставить ни парад, ни шествие. Для этого музыка слишком сложна и многослойна. Судя по всему, в 45-ти танцах Руман создал последовательность сплетенных между собой аллегорических сюит. Встает вопрос, какие темы можно аллегорически представить на эту музыку? И на это есть ответ в партитуре. «Музыка Головина» во многом схожа с композицией Телемана «Гамбургские приливы и отливы» - оба эти произведения посвящены теме воды. Созданный нами свободный перевод утраченного либретто затрагивает всевозможные проявления морской стихии.
Вернемся к драматургической модели и зададим вопрос, как от морской темы можно перейти к аллегорическому изображению искусства, культуры, общественных достижений и прогресса? Ни один из первоэлементов, таких как вода, воздух, огонь или земля, не действует сам по себе, на море вода и ветер пребывают в постоянном взаимодействии. В XVIII веке они воспринимались как мужское и женское начало. Таким образом, Воду и Ветер можно представить в виде самостоятельных персонажей, наделенных человеческими чертами и характерами.
Тема объединения помимо общечеловеческого имеет еще и политическое измерение. Царь символизирует единство государства и мудрость его институций. Символически власть царя простирается на все земное: помимо сословий и земства, как в церемонии парада, она распространяется и на огонь, воду, воздух и землю. В этом основании власти кроется источник всеобщего развития и процветания.
Клаус Абромайт, автор либретто, хореограф-постановщик.
Вас ожидает только интересная информация о культурных событиях в стране и вашем городе, отборные предложения по билетам в театры, на развлекательно-познавательные мероприятия, а также в рестораны и общественные места.
Подписаться