25 июня в Бетховенском фойе Большого зала Петербургской филармонии состоялась церемония подписания Соглашения о сотрудничестве между Петербургской филармонией и Московской к консерваторией. Участие в церемонии приняли директор
Петербургской филармонии Илья Черкасов и и.о. ректора Московской консерватории Александр Соколов. Соглашение стало не только первым в истории двух крупнейших музыкальных организаций страны, но и первым Соглашением, которое Московская консерватория подписала с концертной организацией.
«Подписание Соглашения – своего рода итог наших давних и добрых отношений: всовременной истории они в достаточной степени были определены личностью маэстро Юрия Хатуевича Темирканова, – рассказал Илья Черкасов, – На протяжении ряда лет Заслуженный коллектив России под управлением маэстро принимал участие в концертных программах в Большом зале консерватории. Последние мастер-классы, которые давал Юрий Хатуевич, прошли как раз в Московской консерватории, впоследствии он был удостоен звания “почетный профессор” и очень дорожил – и званием, и возможностью показать молодым музыкантам, что такое профессия дирижера».
«Я также воспринимаю подписание Соглашения как духовное завещание Юрия
Хатуевича, – сказал Александр Соколов, – Делая следующий шаг, мы благодарно кланяемся маэстро и определяемся, в каком направлении можем устремиться сообща».
Илья Черкасов и Александр Соколов выразили готовность объединить усилия
возглавляемых ими организаций для увековечения памяти Юрия Темирканова.
Илья Черкасов также отметил, что из всех направлений сотрудничества для него
особой важностью обладает именно научная и выставочная деятельность, в рамках которой, благодаря объединению усилий, уникальные памятники истории музыкального и исполнительского искусства, хранящиеся в Музыкальной библиотеке филармонии, станут общественным достоянием.
Александр Соколов рассказал, что в качестве исполнительских сил,
представляющих Московскую консерваторию на сцене Петербургской филармонии, он видит не только отдельных исполнителей, но и коллективы консерватории. Одним из перспективных направлений совместной работы в русле концертных программ и.о. ректора видит аутентичное исполнительство.
Руководители организаций отметили, что в силу естественной, длящейся
десятилетиями, связи Петербургской филармонии с Петербургской консерваторией, а Московской консерватории с Московской филармонией, подписание подобных соглашений между этими организациями не выглядит необходимым шагом.
«Сотрудничество же между Петербургской филармонией и Московской
консерваторией – шаг исключительный, именно поэтому он и является предметом специального Соглашения. Такие шаги должны проникать в публичную сферу, быть на виду и являться примером части нашей культурной жизни» – отметил Илья Черкасов.
Александр Соколов подчеркнул, что Соглашение с Петербургской филармонии для Московской консерватории обладает особенным значением: в числе около пятидесяти двухсторонних Соглашений, участником которых выступает консерватория, это первый и единственный документ, подписанный не с учебным заведением, а с концертной организацией.
Кураторами проектов, реализуемых в рамках Соглашения, со стороны Московской консерватории стали проректор по концертной деятельности Виталий Катков и научный руководитель Студенческого научно-творческого общества Роман Насонов. Со стороны Петербургской филармонии куратором проекта выступает заместитель директора попросветительской работе и внешним коммуникациям Юлия Кантор, координатором – заведующая отделом по связям с общественностью Марина Монахова.
Первым совместным проектом Петербургской филармонии и Московской
консерватории станет «Барокко в белые ночи»: два концерта традиционного формата (2 и 4 июля, начало в 22.00) и один концерт-беседа (4 июля, 15.00), которые пройдут в роскошных интерьерах Малого зала филармонии – бывшего Дома Энгельгардта.
Студенты и ассистенты-стажеры Факультета исторического и современного
исполнительского искусства Московской консерватории исполнят музыку Ренессанса и барокко. Участие во всех событиях примет известный музыковед, специалист в области истории старинной музыки, доцент Московской консерватории Роман Насонов.
«Начало концертов, запланированных в рамках проекта “Барокко в белые ночи”, намечено на 22 часа — это сознательный шаг, мы рассчитываем, что на программы, которые исполнят молодые силы Московской консерватории, придут также молодые слушатели, — рассказал Илья Черкасов, — У нас перед глазами хороший пример — акция “Ночь музеев”, в которую филармония в свое время вошла с концертами-марафонами, продолжающимися до утра, и из года в год это аншлаги, нон-стоп. Публика этих концертов – в первую очередь очень молодые люди, которых на других программах в наших залах мы в таком количестве не видим. Глядишь, зайдя случайно, в ночи, онизаинтересуются классической культурой надолго. Вот на них и расчет».
«Проект “Барокко в белые ночи” – прекрасная иллюстрация того, что подписанный документ фиксирует de jure то, что существует de facto: проект, реализуемый в рамках Соглашения, был спланирован и анонсирован задолго до фактического подписания.
Уверен, что в процессе дальнейшего общения мы наверняка найдем возможности, которые будут связаны с демонстрацией всех наших ресурсов и не только концертных, но и научных, – отметил Александр Соколов, – Сейчас неизгладимое впечатление я получил от раритетов, хранящихся в Музыкальной библиотеке Петербургской филармонии. Это ценнейший материал, который, конечно, нужно хранить и реставрировать, но также и изучать, оцифровывать, делать доступным для молодежи. У нас есть программа “Возрождение русской оперной классики”, в рамках которой находки редчайших партитур оборачиваются подготовкой их к исполнению, а затем и научной атрибуцией. Уверен, что в анналах филармонии немало таких шедевров, которые совместными усилиями мы можем представить публике, исполнителям и ученым.
Перспектива эта крайне разнообразная и привлекательная».
Петербургская филармония – старейшая в стране: организация была учреждена в 1921 году, но ее пред-история уходит вглубь XIX века – к 1882 году, когда был образован Придворный оркестр, ныне под именем Заслуженный коллектив России входящий в состав Петербургской филармонии; и далее, к 1839 году, когда был построен Зал Дворянского собрания, ныне – Большой зал Петербургской филармонии – в котором уже в первой половине XIX века началась концертная жизнь.
Московская консерватория стала вторым высшим музыкальным учреждением
России: она была открыта в 1866 году, спустя четыре года после Петербургской.
Сегодня Московская консерватория носит имя Петра Чайковского – одного из
крупнейших российских композиторов, первого профессора по классу композиции в истории учебного заведения. Творческая жизнь Чайковского теснейшим образом была связана как с Петербургом в целом, так и с Залом Дворянского собрания в частности, где неоднократно звучала его музыка, в том числе и под управлением автора: именно здесь Чайковский дирижировал последним в своей жизни концертом.
Дмитрий Шостакович, биография которого неотделима от истории Ленинградской филармонии, с 1975 года носящей его имя, где состоялись мировые премьеры множества его сочинений, также преподавал в Московской консерватории.
Почетным профессором Московской консерватории был Юрий Темирканов – один из крупнейших дирижеров нашего времени, возглавлявший Петербургскую филармонию и Заслуженный коллектив России до ухода из жизни в ноябре 2023 года.