+

Отписка от рассылки


Подписаться на рассылку
Написать нам
Главная » События » Обзоры событий » Забытый шедевр прозвучал в Петербургской филармонии в присутствии потомков композитора

Забытый шедевр прозвучал в Петербургской филармонии в присутствии потомков композитора

Забытый шедевр прозвучал в Петербургской филармонии в присутствии потомков композитора
20 марта 2021

20 марта Петербургская филармония представила первый концерт совместного с Государственным Русским музеем цикла «Диалоги об искусстве». Программа была посвящена воплощению былинных и богатырских тем в русской музыке и живописи.

В исполнении Академического симфонического оркестра филармонии под управлением Андрея Аниханова прозвучали музыкальные картины из оперы Николая Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» и монументальная симфония Рейнгольда Глиэра «Илья Муромец». Сочинение прозвучало в Петербургской филармонии вновь спустя 66 лет после первого исполнения на этой сцене, которое 26 декабря 1955 года осуществил Симфонический оркестр филармонии (ныне Академический симфонический оркестр) под управлением автора.

На концерте присутствовали члены семьи Рейнгольда Глиэра  во главе с его правнучкой Марией Глиэр: перед концертом они вручили дирижеру Андрею Аниханову и заместителю художественного руководителя филармонии Евгению Петровскому факсимиле письма композитора, адресованного знаменитому дирижеру Леопольду Стоковскому и посвященного его намерению исполнить симфонию «Илью Муромец». 

«Идея исполнить симфонию в Петербурге возникла у нас совместно с руководством филармонии, и дело здесь не только в том, что эта музыка – раритет, она довольно редко исполняется, но и в том, что в свое время “Илья Муромец” стал большим культурным событием, – рассказывает Андрей Аниханов, – В начале XX века, несмотря на все потрясения в обществе, в искусстве происходил всплеск, настоящий взрыв – эмоциональный, творческий, художественный. Это время, когда писали Рахманинов и Скрябин, преклонных лет Римский-Корсаков создал свои поздние шедевры, которые смотрели вперед, в новое столетие. И Глиэр тонко чувствовал это время: в музыке симфонии наряду с условно русскими народными темами заметно интонационное родство с музыкой и Стравинского, и Скрябина. Это выдающееся сочинение: не случайно оно очень быстро ушло за границу и обрело там популярность, им дирижировал Стоковский и давал восторженные отклики на эту музыку. А нам, получается, эту русскую культурную
традицию нужно публике возвращать». 

Андрей Аниханов рассказывает, что год назад симфония прозвучала под его управлением в Волгограде. «Мое обращение к этой музыке состоялось во многом потому, что у меня уже довольно давний контакт с представителями семьи композитора, – рассказывает дирижер, – Мы дружим уже лет десять, с тех пор как познакомились в Риме, где я был дирижером-постановщиком балета Глиэра “Красный мак”. Его правнук, Кирилл Новосельский не пропускает ни одного события связанного с музыкой прадеда. Члены семьи присутствовали на исполнении симфонии “Илья Муромец” в Волгограде».

Визуальный ряд концерта включил полотна русских художников на былинные и богатырские темы из собрания Русского музея, со вступительным словом выступила сотрудник музея Серафима Коломейцева.

Культурно-просветительский абонемент «Диалоги об искусстве», созданный Петербургской филармонией и Государственным Эрмитажем по инициативе заместителя художественного руководителя филармонии, народного артиста России Николая Алексеева в 2016 году, на протяжении четырех сезонов с успехом представлял публике воплощение вечных тем в музыкальных и живописных полотнах. 

«Мы глубоко благодарны Государственному Эрмитажу и лично Михаилу Борисовичу Пиотровскому за поддержку нашей идеи и сотрудничество, результатом которого стало множество ярких концертов, открывших петербуржцам новое видение известных картин и музыкальных произведений, – рассказывает Евгений Петровский, заместитель художественного руководителя Петербургской филармонии, – За прошедшие четыре сезона, мне кажется, мы исследовали вместе большинство ключевых тем западноевропейской живописи, задействовали в своих концертах самые известные картины из собрания Эрмитажа. В высшей степени ценя этот совместный опыт и выражая огромную признательность Эрмитажу за годы сотрудничества, в этом сезоне, чувствуя естественное стремление расширить круг тем “Диалогов об искусстве”, мы начинаем сотрудничество с Государственным Русским музеем – нашим всемирно известным соседом по Площади Искусств и постоянным партнером в организации одноименного фестиваля. И в этой связи благодарим директора Русского музея Владимира Александровича Гусева, в чьем лице нашли всемерную поддержку предложения филармонии о сотрудничестве». 

 

Программа второго концерта совместного с Государственным Русским музеем цикла «Диалоги об искусстве» запланирована на 23 апреля: она будет посвящена феномену Сергея Дягилева и его влиянию на русское искусство начала XX века. Слушателей ждет встреча с музыкой созданных по заказу импресарио балетов Сергея Прокофьева «Стальной скок» и Игоря Стравинского «Петрушка» в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением Максима Алексеева и демонстрация живописных полотен, созданных в первые десятилетия XX века Стенбергом, Самохваловым, Дейнекой, Малевичем, Петровым-Водкиным, Альтманом и Кустодиевым; со вступительным словом к концерту выступит сотрудник Русского музея, специалист в области истории русского искусства Елена Станкевич. А 16 мая пройдет заключительный концерт цикла, посвященный историческим сюжетам – запланировано исполнение Академическим симфоническим оркестром под управлением Александра Титова симфонической поэмы Глазунова «Стенька Разин» и симфонической картины Эшпая «Переход Суворова через Альпы».

Культурная
подписка

Вас ожидает только интересная информация о культурных событиях в стране и вашем городе, отборные предложения по билетам в театры, на развлекательно-познавательные мероприятия, а также в рестораны и общественные места.

Подписаться